Мы решительно осуждаем объявление в России «нежелательными» организаций Хельсинкского движения — ключевого символа и важнейшего инструмента защиты прав человека в регионе ОБСЕ.
В 2025 году отмечается 50-летие подписания Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документ, подписанный 1 августа 1975 35 странами, в том числе и СССР, закрепил обязательства государств уважать и развивать гражданские, политические, социальные и культурные права и свободы человека. Именно Хельсинкские соглашения стали мощным импульсом для развития независимых правозащитных организаций в разных странах. Учрежденная в 1976 году Московская Хельсинкская группа положила начало международному Хельсинкскому движению. Гражданские активисты создали Хельсинкские группы в республиках СССР и во многих странах региона. Российские власти ликвидировали МХГ в 2023.
Пятьдесят лет спустя, когда в Хельсинки высокие делегации государств-участников, собравшись по поводу этого юбилея, обсуждали будущее системы безопасности и прав человека, российские власти «отметили» эту дату по-своему. Генеральная прокуратура РФ внесла в реестр «нежелательных организаций» Норвежский Хельсинкский комитет, Хельсинкский фонд по правам человека (Польша) и Нидерландский Хельсинкский комитет — организации, за десятилетия сотрудничества с российскими правозащитниками внесшие огромный вклад в развитие российского гражданского общества.
Кульминацией прокурорского рвения стало решение от 27 августа об объявлении «нежелательной» Платформы «Гражданская солидарность», объединяющей более сотни правозащитных инициатив по всему региону ОБСЕ, включая и Хельсинкские комитеты.
Российские власти шаг за шагом идут по пути системных репрессий, подавления любого инакомыслия внутри страны и изоляции российского общества от внешнего мира. Инструментом последнего стал закон о «нежелательных организациях», введенный в 2015 году. Решения об объявлении “нежелательными” Генеральная прокуратура принимает произвольно, во внесудебном порядке. За участие в деятельности «нежелательной» организации предусмотрена административная и уголовная ответственность (до шести лет лишения свободы).
Эти действия грубо противоречат как Конституции Российской Федерации, так и международным обязательствам страны — прежде всего Хельсинкскому заключительному акту и пактам ООН о правах человека. По сути, российские власти пытаются объявить «нежелательной» идею солидарности, саму память о совместной борьбе за человеческое достоинство и свободу.
Но Хельсинкское движение нельзя запретить. Оно живет не только в истории, не только в международной правозащитной традиции, но и в действиях тысяч людей, для которых свобода и достоинство остаются непреложными ценностями.
Мы требуем от российских властей соблюдать Конституцию России, вторая глава которой полностью соответствует духу Хельсинкских соглашений, а также международные обязательства, взятые на себя Россией.
Мы призываем международные структуры и национальные правительства продолжать сотрудничество с российским гражданским обществом, несмотря на создаваемые барьеры.
Мы обращаемся и к гражданам России: Хельсинкское движение — не «чужое». Это часть нашей общей истории, напоминание о том, что даже в несвободной стране можно оставаться свободными людьми.